Blueprint
T

Икона стиля

Шэрон Тейт

Сегодня актрисе Шэрон Тейт, героине последнего фильма Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде», убитой бандой Чарльза Мэнсона, могло бы исполниться 80 лет. Ксения Крушинская рассказывает, почему актриса, прямо скажем, с невеликой кинокарьерой считается одной из главных икон 60-х?

О звездах вроде Шэрон Тейт писать непросто, потому что их трагическая гибель как бы заслоняет — если не сказать обесценивает — почти все, что было до. Образ Тейт, блондинки с большими выразительными глазами, 26-летней жены знаменитого режиссера, жестоко убитой в ночь на 9 августа 1969 года членами секты Чарльза Мэнсона, неизбежно сводят к образу прекрасной невинной жертвы осатаневших злодеев. Но значит ли это, что о Тейт нечего сказать, кроме того, что ее — беременную, на восьмом месяце, и нескольких ее друзей — зарезали в собственном доме? Разумеется, нет. Тейт была актрисой, номинированной на «Золотой глобус», подругой дизайнеров и одной из знаменитостей, чей образ и стиль олицетворяли американские 60-е.

«Неужели она стала иконой только потому, что умерла? А может, потому все-таки, что она что-то собой представляла, воплощала собой некую чистоту, любовь — то, о чем все узнали только после — и, может, благодаря ее смерти?» — задавался  риторическим вопросом художник и фотограф Джереми Корбелл. В 2009 году он организовал в Лос-Анджелесе выставку ICON: Life Love Style, посвященную отношениям Тейт с модой. «Когда-то и у меня в голове они существовали неразделимо: Тейт и Мэнсон, — говорил он. — Но позднее я увидел возможность рассказать историю, которая была бы шире, — именно этого мне как художнику хотелось больше всего».

Выставка представляла собой серию снятых Корбеллом фотографий. На них модель Лорен Хастингс, отдаленно похожая на Тейт, позировала в принадлежавших актрисе вещах. Их предоставила сестра Шэрон Дебра. Здесь было, например, ультракороткое белое платье силуэта baby doll с буффами на плечах марки Alba — в нем Тейт выходила замуж за Полански. И шарф Saint Laurent с принтом в стиле оп-арт — его актриса обычно носила с туникой популярного в Лондоне 60-х дизайнера Оззи Кларка. Хастингс снималась и в платье-декольте Dior из черного кружева, которое Шэрон надевала на премьеру «Ребенка Розмари» (оно было дополнено готичной черной фатой), и в мини-платье с огуречным принтом еще одной легенды эпохи — дизайнера Теа Портер. Не обошлось и без нескольких очень простых платьев в цветочек, которые Тейт носила дома в то роковое лето 69-го. «По мнению Дебры, никто [после смерти Тейт] на самом деле не интересовался этой стороной личности Шэрон, ее чувством стиля и настоящей страстью, которую она питала к моде», — говорит Эсмеральда Сервин, приятельница Дебры, продюсер тележурнала Inside Edition, один из выпусков которого был посвящен сохранившемуся гардеробу Тейт.

После трагической гибели Шэрон говорить о ее модном прошлом казалось кощунством — а о других достижениях сказать вроде было особо нечего: стать выдающейся киноактрисой она так и не успела. На протяжении всего переломного десятилетия она снималась на телевидении и в кино, но в основном это были малоинтересные и не слишком содержательные роли. Своих героинь сама Шэрон не без горькой иронии называла «маленькими сексуальными версиями меня». Эту фразу она произнесла, описывая своего персонажа, серфершу Малибу из картины «Не гони волну»: практически весь фильм та не носит на экране ничего, кроме бикини. В одном из ранних проектов, «Американизации Эмили» 1964 года, Тейт так и указана в титрах — beautiful girl.

С рождения невероятно красивая (свой первый конкурс красоты она выиграла еще шестимесячным младенцем!) Тейт стала заложницей собственной внешности, за которой многие режиссеры отказывались видеть глубину и талант. Лишь ближе к концу 60-х, незадолго до гибели, в ее карьере наметился прорыв: на экраны вышла комедия Романа Полански «Бал вампиров». Именно на этих съемках они и познакомились. И хотя Тейт здесь опять играла беспомощную красотку, похищенную злобным кровососом, об актрисе узнали и в более интеллектуальных кругах.

Главным же достижением Шэрон стала вышедшая в 1967 году «Долина кукол», экранизация знаменитого одноименного романа Жаклин Сьюзанн. Здесь Тейт сыграла Дженнифер Норт, актрису, признанную красавицу, из-за невостребованности вынужденную сниматься в эротическом кино и в конце умирающую от передозировки снотворного. Критики фильм обругали, но для Шэрон он был потенциальным прорывом — роль была большая и у нее было драматическое наполнение. Не в последнюю очередь благодаря скандальной известности первоисточника картина сделала прекрасную кассу — собрала в прокате $50 миллионов при бюджете в десять раз меньше. Сама Тейт за нее впервые получила престижную номинацию — на «Золотой глобус», как самый многообещающий новичок.




Как сложилась бы дальнейшая карьера Шэрон после «Долины...», неизвестно. После этого она успела сняться лишь в двух проходных фильмах: шпионской комедии «Команда разрушителей» и очень вольной итальяно-французской интерпретации романа Ильфа и Петрова «12 стульев» под названием «Один из тринадцати». Последний вышел уже после смерти Шэрон, в октябре 1969 года.


Если в кино Тейт так и не удалось пробиться в высшую лигу, то в мире моды ее приняли сразу. Актрису любили дизайнеры, с некоторыми из них она дружила и была, как бы сказали сейчас, амбассадором их брендов. Это и Оззи Кларк, и Теа Портер, а также Бетси Джонсон и Мосс Марби. Но в первую очередь Уильям Травилла, популярный в 60-е модельер и художник по костюмам, с которым Шэрон познакомилась на съемках «Долины кукол». У него была своя линия одежды, и Тейт часто появлялась в его вещах на светских мероприятиях — многие наряды он шил для нее на заказ. Например, многочисленные трапециевидные мини-платья.


На рубеже 50–60-х музой и постоянной клиенткой Травиллы была Мэрилин Монро (это он, например, создал то самое белое платье, чей подол приподнимается от сквозняка в фильме «Зуд седьмого года»), а Тейт отчасти ее заменила. Сам дизайнер, говоря о Шэрон, не скупился на похвалы: «Шэрон Тейт божественна, она настоящая находка… В Шэрон есть все, чем обладала Мэрилин, и даже больше. В ней присутствует завораживающая, при этом очень мягкая сила, вроде той, что была у Дитрих и Гарбо… классически прекрасное лицо, великолепная фигура, сочетание сексуальности и личной харизмы, способное сделать ее такой же блистательной звездой, как Бетт Дэвис, Джоан Кроуфорд, Рита Хейворт, Лана Тернер, Элизабет Тейлор».

Тейт можно назвать идеальным воплощением духа 60-х. Она иллюстрировала все грани моды того эклектичного, сексуального и немного безумного десятилетия. Обожала короткую длину (за такие мини-платья и юбки, какие носила Тейт, консервативно настроенные лондонцы разбивали витрины магазинов Мэри Куант), обтягивающие платья и водолазки, пышные накладные ресницы — вроде тех, что сегодня носит Лана Дель Рей, которая активнее всех косплеит див эпохи сексуальной революции. Шэрон часто можно было увидеть в одежде с яркими, почти психоделическими принтами — крупными цветочными, пестрыми геометрическими — и в вещах с необычной фактурой. Например, есть ее снимок в топе из металлических пластин в духе Paco Rabanne.



Все эти вещи соседствовали в ее гардеробе с нарядами в стиле «детей цветов», без которых 60-е тоже нельзя представить. Она любила «индийские» туники и огуречный узор, а на одной из самых известных своих фото заснята с распушенными волосами и разноцветной повязкой вокруг головы — в каноническом образе хиппи. Близкие вспоминают, что в повседневной жизни Шэрон любила свободу и ценила комфорт — например, обожала ходить босиком. Могла прийти в ресторан в Беверли-Хиллз с ногами, обернутыми тонкими кожаными веревками вместо обуви — так она имитировала сандалии, чтобы не нарушать дресс-код.


Не удивительно, что в наши дни инсайдеры индустрии периодически обращаются к стилю Тейт, когда хотят сделать оммаж утопическим «идеальным шестидесятым». Так, художница по костюмам сериала «Безумцы» Джейни Брайант признавалась, что на стиле Шэрон Тейт во многом базируются образ Меган Дрейпер, второй жены главного героя Дона Дрейпера. Одна из футболок, в которых появляется Меган — белая с красной звездой в центре, — была полностью скопирована с реальной вещи, в которой фотографировалась Тейт. Стиль Шэрон цитировали в своих коллекциях как мастодонты вроде Джереми Скотта, который посвятил круизную коллекцию Moschino 2017 года «Долине кукол» и в числе прочего Шэрон, так и менее известные дизайнеры. Например, основательница бренда Dear Creatures Бьянка Бенитез, чья весенне-летняя коллекция 2009 года включала шорты из денима с завышенной талией, они так и назывались — Sharon Shorts.

В конце прошлого года вещи из гардероба Тейт — те самые, которые выставляли в 2009 году, — продали на лос-анджелесском аукционе Julien. У сестры Шэрон Дебры обнаружили рак груди, и она решила передать коллекцию в другие руки. Кроме того, Дебра была консультантом «Однажды в... Голливуде» — и очень помогла художнице по костюмам (и одной из любимых стилисток Мадонны) Арианне Филлипс.


При этом реальные вещи Шэрон в фильме не использовали — Филлипс посчитала их слишком хрупкими для работы. Часть предметов художница сшила сама, часть купила в винтажных магазинах, выискивая те, которые максимально похожи на вещи Тейт. «Шэрон была худенькой и невысокого роста, как и Марго [Робби], — рассказывает Арианна. — Поэтому сделать их визуально похожими было совсем не сложно. К тому же Марго великолепный командный игрок — нет такого эксперимента, на который она бы не решилась, чтобы войти в роль. В итоге картина, как мне кажется, удалась. В числе прочего «Однажды в Голливуде» — это идеальное признание в любви Шэрон Тейт».

{"width":1199,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}
true